Я ПОМНЮ! Я ГОРЖУСЬ! - - - 9 МАЯ 1945 ГОДА Служение семьи Подорожных Газета Екклесиаст Славянский Правовой Центр

РОССИЙСКИЙ ОБЪЕДИНЕННЫЙ СОЮЗ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ (ПЯТИДЕСЯТНИКОВ)

| Сделать стартовой страницей | Для печати | Карта сайта |

Статьи

CEF.RU Куда мы направляемся?

Распечатать Добавить в избранное
26-го Марта 2007, 07:16:18
Размышления священника о перспективах развития евангельского движения в России

За последние 15 лет евангельское движение в России претерпело значительные изменения. Мы стали другими, не такими, как в начале 90-х. Мы многое по-другому говорим и делаем, по-другому оцениваем события, происходящие вокруг нас, и людей, вовлеченных в эти события. Во многом мы по-другому думаем и верим. И выражаем эту веру тоже по-другому. Что с нами произошло и происходит? Хорошо это или плохо? Как будет развиваться евангельское движение в последующие годы? Это – только часть тех вопросов, на которые нам придется отвечать в самое ближайшее время. И наши ответы окажут глубокое влияние на дальнейшее развитие евангельской церкви в нашей стране.

Социология показывает, что любое движение (общественное, политическое, религиозное и т.д.) в своем развитии переживает четыре фазы. Названия этих фаз несет религиозный «оттенок», но в данном случае, это не больше, чем терминология. Для нас важны закономерности, которые отражены в этих названиях. Первая фаза – культ. Для этой фазы характерно наличие яркого харизматичного лидера (реже – нескольких лидеров), вокруг которого (или которых) объединяются последователи. Как правило, количество этих последователей очень незначительное. Вторая фаза – секта. Этот термин не имеет ничего общего с тем, как его используют Дворкин и другие. С точки зрения социологии этот этап характерен подчеркиванием своего отличия от других, похожих течений. Как правило, именно на этом этапе движение переживает бурный рост последователей. Третья фаза – экклесия. На данном этапе происходит оформление учения и структуры того или иного движения. Наконец, четвертый, последний этап – деноминация. Это время, когда движение становится частью современного ему общества, обретает уважение и влияние. Одновременно с этим происходит постепенное ослабление той энергии, которая дала рождение этому движению. И оно начинает постепенно умирать.

Мы можем увидеть эту динамику на страницах Нового Завета. Зарождение христианства, когда Иисус со своими последователями ходил по Палестине – это этап «культа». Со дня Пятидесятницы начинается бурный рост и распространение христианства – этап «секты». Во второй половине первого века христианство постепенно обретает структуру, учение церкви становится все более систематизированным – начинается этап «экклесии». Четвертый этап остается за границами Нового Завета, однако его легко увидеть даже при беглом изучении истории Церкви. История пробуждений, возникновений новых движений и деноминаций в христианской церкви (начиная от монашеского движения и заканчивая пятидесятническим) в своем развитии проходили все эти фазы. Более того, такие же этапы (только в большем масштабе и более длительный период времени) переживают целые страны и нации, государства и империи. Зарождение и бурное развитие сменяется периодом стабилизации и структурирования, а затем происходит постепенное угасание творческой энергии, умирание. Этот процесс может растянуться на века, однако, он происходит.

Евангельское движение за последние 15-20 лет уже прошло первые два этапа и вступает в третий. О чем это нам говорит? Пока мы в точности соответствуем той модели развития, которую предлагает социология. А это значит, что наше движение с неизбежностью пройдет и другие два этапа. Или это не так уж и неизбежно? Можем ли мы противостать естественному процессу развития? И нужно ли это делать? Это – очень непростые вопросы. Если эти законы развития установлены Богом – почему мы должны этому противостоять? Такое противостояние не только бессмысленно, оно опасно, поскольку мы начинаем бороться с Богом. С другой стороны, если эти законы истины в том случае, когда теряется благодать, когда церковь превращается в обычную человеческую организацию, тогда противостоять этой тенденции жизненно необходимо! Попробуем разобраться.

С одной стороны, нам всем не хочется терять ту динамику развития, которая, собственно, и дала начало нашему движению. Наши церкви и служения рождались и развивались потому, что находились люди, готовые пойти в неизвестное, готовые терпеть трудности и лишения, готовые противостоять негативному общественному мнению, угрозам и гонениям. Сердца этих людей горели (и продолжают гореть) любовью к Богу и к людям, желанием принести Евангелие тем, кто во тьме. В их сердцах боль этого мира становилась их собственной болью. Именно поэтому за 15 лет наше движение выросло до нескольких тысяч церквей и служений, успешно работают реабилитационные центры, реализуются различные социальные программы. И все это – на фоне негативного общественного мнения, подогреваемого различными телепередачами и публикациями в СМИ.

В то же время, сейчас мы все больше сталкиваемся с вопросами, которые на раннем этапе развития можно было игнорировать. Эти вопросы связаны и с учением, и с вероучительной практикой, и со структурой и управлением, как в отдельных общинах, так и в движении в целом. Вопросы эти достаточно остры и актуальны. Если их не решать, результаты могут быть весьма плачевны. Сильно пострадают как отдельные верующие, так и целые общины, а также – и те взаимоотношения, которые установились между общинами. Это будет означать сильный откат назад. Другими словами, мы не можем дальше двигаться так, как мы двигались до этого. Настало время серьезного поиска путей, которыми Бог хочет вести нас дальше. И в этом поиске мы опять приходим к тем вопросам, которые ставит перед нами социология.
Конечно, мы не хотим застоя. Конечно, мы хотим двигаться вперед, покорять новые пространства, открывать новые церкви. Это то, к чему мы призваны, это – часть Великого Поручения… Но, давайте задумаемся на минутку, каким был бы наш мир, если бы все были первопроходцами? Как много из нас смогли бы жить в этом мире? Первопроходец открывает новые возможности, но реализуют эти возможности не первопроходцы, а «поселенцы». Люди, которые приходят на уже открытые земли и делают их пригодными для жизни. И эта земля становится базой для новых первопроходцев, которые идут дальше. И даже первопроходцам, чаще всего, нужен дом, куда они могли бы вернуться… По статистике, первопроходцы составляют 3-5% от общего числа людей.

Это верно как для географических, так и для научных открытий. Этот принцип работает и в отношении развития социальных и религиозных движений. Мы знаем людей, совершивших прорыв в истории Церкви, тех, кто принес что-то новое с неба. Но мы не должны забывать и тех, кто шел за ними следом, кто открывал Библейские школы, учил детей, помогал перестроить общество в соответствие с тем новым, что Бог открыл. Эти люди осмысливали и систематизировали откровения, переводили их в практическую плоскость, выстраивали доктрину, структуру, отношения… Это – работа не первопроходцев. Но без этой работы пробуждение остается лишь на страницах книг по истории, никак не затрагивая ни общество, ни дальнейшее развитие Церкви. История пробуждений показывает, что те из них, которые оставили свой след в обществе и церкви, включали в себя как озарения первопроходцев, так и кропотливую работу «поселенцев». Мы нужны друг другу…

Все это тесно связано с тем, что происходит сейчас в нашем движении. Безусловно, мы не хотим «пройти по жизни без тени и следа». Мы живем в этой стране, нам небезразличны судьбы нашего народа, мы сталкиваемся с теми же вопросами, которые приходится решать любому человеку, живущему в нашей стране. И мы хотим, чтобы жизнь в России менялась к лучшему. Более того, мы верим, что это – тоже часть Великого Поручения, данного Христом Церкви. А потому мы должны работать над теми вопросами, которые относятся к компетенции «переселенцев». Нам нужно развивать российское евангельское богословие, нам нужно формировать структуру, которая больше соответствует реалиям сегодняшнего дня, нам нужно давать свою оценку происходящему в мире и обществе, и это должен быть глубокий, продуманный и совместный ответ. Это – насущная необходимость.

При этом слишком очевидной становится опасность застыть, остановиться, закоснеть. Превратиться в еще одну структуру, которых до нас было множество. Есть ли выход из этой дилеммы? Верю, что есть. Верю, потому что верю Богу, который созидает Свою Церковь, которую не могут разрушить никакие силы тьмы. Верю, потому что у Бога нет «тупиков». Верю, хотя не вижу этого выхода. Мы должны его искать вместе, понимая всю сложность вопроса, понимая, что простых решений нет. Мы знаем, что самое главное – быть послушными Богу. Вопрос только в том, что это значит для нас сейчас. И давайте не будем забывать, что те, кто до нас не смог разрешить эту проблему, тоже стремились исполнить волю Божью.

Простого решения этой проблемы не существует. Только в совместном поиске мы можем найти пути решения этого вопроса. Тем не менее, я рискну предложить то, что должно нам помочь в этом поиске. На мой взгляд, одной из главных опасностей, которые подстерегают нас на этом пути, является наше неумение мыслить в исторических масштабах. Мы часто думаем только о том, что нужно сегодня, сейчас. Но если бы мы могли посмотреть на эту ситуацию с высоты, например, ста лет, наши действия могли бы быть совершенно другими. Вопрос в том, чего мы хотим. Мы хотим сделать что-то «прямо сейчас», как мы часто молились в начале 90-х? Мы хотим послужить «своему поколению», о чем довольно часто можно услышать в проповедях? Или мы хотим оказывать все возрастающее влияние на происходящее в России и в мире? Ответ на этот вопрос определит масштаб нашего исторического мышления. Я уверен в том, что нам нужно мыслить столетиями. Это непривычно, но это не значит, что это неправильно. Такой подход поможет нам не делать коньюктурных шагов, которые в перспективе заведут нас в тупик. Такой взгляд поможет нам найти сочетание служения первопроходцев и работы «поселенцев». И мы сможем продолжать движение вперед, не создавая разрыва между теорией и практикой, служением и структурой, миссионерством и служением в обществе.

Пастор Михаил Дубровский

специально для www.CEF.RU

 

| Зона экспертов |
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.

Материалы сайта CEF.RU могут быть использованы полностью или частично только при условии ссылки на источник.

Copyright (c) 2006 www.cef.ru


Создание сайта: ESE ESETM