Я ПОМНЮ! Я ГОРЖУСЬ! - - - 9 МАЯ 1945 ГОДА Служение семьи Подорожных Газета Екклесиаст Славянский Правовой Центр

РОССИЙСКИЙ ОБЪЕДИНЕННЫЙ СОЮЗ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ (ПЯТИДЕСЯТНИКОВ)

| Сделать стартовой страницей | Для печати | Карта сайта |

Статьи

CEF.RU: Какую школу можно считать христианской?

Распечатать Добавить в избранное
20-го Ноября 2006, 23:33:41
На первый взгляд, ответ очевиден. Но это только на первый взгляд.

Позвольте задать несколько вопросов. Что, по-вашему, делает школу христианской? Молитва утром? Или если все ученики этой школы – христиане? Или же важнее, чтобы христианами были учителя? Или программы должны быть построены на основании Писания? Может быть, вся суть в том, чтобы эту школу курировала церковь? Какой из этих признаков – самый важный? Или же христианская школа – где все эти утверждения являются истиной? Но в этом случае может оказаться, что христианских школ не существует!

И это – только первый уровень вопросов. Когда мы попытаемся ответить на них, перед нами неизбежно встанут новые вопросы. Например, по какому принципу мы будем оценивать, христианин ли данный ученик (учитель) или нет? Как оценить, насколько соответствует Писанию данный учебник по математике? Может ли в данной школе учиться ребенок, чьи родители не принадлежат церкви, которая «курирует» данную школу? И в чем должно заключаться это «кураторство»?

Таких вопросов будет возникать бесконечное множество. В то же время, чтобы развивать христианские школы, создавать христианскую систему образования, нам нужен ясный ответ на вопрос, какую школу можно считать христианской. И четкие критерии, которые позволили бы нам увидеть, можно ли считать данную школу христианской или нет. К сожалению (а может быть, к счастью), Библия не дает нам описания того, как должна быть устроена христианская школа (как нет в ней описания того, какой должна быть «правильная» структура церкви или порядок богослужения). Однако Писание дает нам фундаментальные принципы образования, на основании которых мы можем определить, что такое христианская школа и чем она должна заниматься.

Бог предлагает основывать образование не на внешних признаках (молитва, Библейский урок, христианские программы и т.п.), а смотреть глубже. В основании образования вообще и христианской школы в частности должны лежать фундаментальные принципы христианского мировоззрения. Эти принципы должны быть интегрированы в каждый аспект образования. Вся жизнь и деятельность школы построена вокруг этих принципов. Коротко остановимся на каждом из них.

Христоцентричность

Бог устроил мир так, что в центре всего находится Христос. Прочтите внимательно знакомые слова из послания Павла Колоссянам. Я специально цитирую их в новом переводе, чтобы усилить восприятие:

Потому что через Него было создано все - и небесное, и земное, и видимое, и невидимое: Престолы, Господства, Начала и Власти. Все было создано через Него и для Него. Он был раньше всего, в Нем все обрело единство и строй. Это Он - Глава Тела, то есть Церкви. Он есть Начало, Первенец, первым воскрешенный из мертвых, чтобы первенствовать во всем, потому что Бог пожелал, чтобы в Нем обитала полнота Божества. (Кол.1:16-19)

Христоцентричность – принцип жизни христианина. Мы хотим, чтобы наши жизни были построены вокруг Христа, были сосредоточены на Нем. Естественно, христианское образование должно быть построено вокруг Христа. Причем, как процесс, так и результат. Наверное, нет никого, кто не согласился бы с этим утверждением. Но как это выглядит на практике?

На практике это означает, что нашей целью становится не учебный процесс, не выполнение программы, не удобство ученика или учителя, а то, насколько мы во всем этом познаем Христа, насколько Он прославляется, насколько мы преображаемся в Его образ. На практике это означает, что когда-то придется жертвовать «успеваемостью», ради того, чтобы Христос был в центре. И это – на фоне того, что необходимо сдавать экзамены и отчитываться перед государством о прохождении программы. И объяснять родителям, что хорошие оценки – не самое главное в жизни ребенка. На практике это означает, что учитель работает не ради зарплаты, а потому что сознает свое призвание. И готов работать с учеником столько, сколько потребуется, хотя ему, возможно, ничего не заплатят за дополнительную нагрузку. Просто, чтобы Христос был прославлен. На практике это означает, что родители избирают христианскую школу, а не мирскую, хотя это может быть дальше и дороже, и требует большего посвящения и вовлечения. Просто потому, что Христос должен первенствовать во всем.

На практике обнаруживается, что невозможно строить вокруг Христа образование, если твоя личная жизнь не сосредоточена на Нем. И если мы не будем напоминать себе об этом каждый день, христоцентричность очень быстро превращается в красивый лозунг. А потому концентрированность на Христе должно быть главной заботой команды учителей, главной темой молитвы и обсуждения. Потому что если мы потеряем это, мы потеряем главное, тот стержень, который определяет суть нашей школы. Все остальные принципы вытекают из этого и являются, по сути, разными гранями сосредоточенности на Христе. Тем не менее, их важно выделить, иначе нам будет довольно трудно оценивать, насколько мы действительно сосредоточены на Нем.

Целостность

Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. (Пс.18:2-4)

Принцип целостности вытекает из того, что мы воспринимаем мир и человека в этом мире как творение Бога. А потому познаем это творение во взаимосвязи отдельных частей друг с другом. На самом деле именно этот принцип лежит в основании современной науки! Но чем больше наука забывает о своих христианских корнях, тем меньше в ней остается целостности. И современное образование, в основе своей, уже утратило этот принцип. Люди изучают отдельные предметы, явления, законы. Но никто не объясняет им, какое место занимают эти явления в общей картине, как эти предметы связаны между собой, какое отношение эти законы имеют ко всему остальному миру и какое место все это занимает в удивительном Божьем замысле, как во всем этом проявилась Божья красота и Его любовь к человеку:

Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его (Пс.8:4-7)

Принцип целостности на практике означает, что наше познание должно идти в трех измерениях одновременно: мы учимся познавать Бога

через личные отношения с Ним

через изучение творения

через отношения с другими людьми

Школа не должна выделять только один из этих аспектов познания. Иначе наше познание теряет целостность, становится фрагментарным, а значит, не истинным. Потому что если мы не видим вещи в их взаимосвязи друг с другом, не видим Божьего замысла в творении, мы имеем искаженную картину мира. И нам намного труднее в этом мире найти свое призвание и понять, каким образом мы можем служить Богу. На практике это означает, что вопросам духовной жизни и взаимоотношений друг с другом в христианской школе должно уделяться не меньше внимания, чем усвоению программы. Мы не просто передаем знания, мы стремимся воспитать целостную личность, несущую в себе образ Божий! И тут мы подходим к еще одному принципу христианского образования.

Целенаправленность

Мне дана вся власть на небе и на земле. Итак, ступайте и сделайте все народы Моими учениками. Крестите их во имя Отца, Сына и Святого Духа и научите все соблюдать, что Я вам повелел. И знайте: Я с вами всегда, до конца мира. (Мф.28:18-20)

В Великом Поручении Иисус Христос предельно ясно сформулировал нашу задачу: воспитывать из людей учеников Христа уча их соблюдать все, что Он повелел. Разве это – не задача христианской школы? Этот призыв обращен к каждому из Его последователей. Если школа не ставит перед собой задачу воспитать из детей учеников Христа, она не может называться христианской! Современный мир требует от нас, чтобы мы отказались от нашей цели: «Пусть каждый сам решит, что для него правильно!» Заметим, что при этом те же люди очень целенаправленно формируют у молодежи атеистическое и аморальное мировоззрение. Современное образование никак нельзя назвать нейтральным и нецеленаправленным. Другое дело, что эта цель тщательно скрывается за фасадом «свободы» и «толерантности».

Безусловно, возможность выбирать – одна из величайших привилегий человека, дарованных нам Богом (надо сказать, что именно христианство сделало этот выбор возможным). И мы должны предоставлять людям возможность идти за Христом или отвергнуть Его. Дети также имеют эту свободу выбора. Тем не менее, это не означает, что мы не должны ставить перед собой цели воспитать из них верных последователей Иисуса. Образование должно преследовать именно эту цель, пусть даже не каждый из детей сделает этот выбор. Христианская школа призвана направлять детей именно по этому пути, и этой цели должно быть подчинено все: распорядок дня, программа, атмосфера в школьном коллективе. Этот критерий поможет нам оценить, насколько верно то или иное утверждение, действие, понять и дать оценку жизни и деятельности того или иного человека (в истории, в литературе), разобраться с собственными проблемами и трудностями. Великое Поручение должно определять жизнь и служение школы. И только тогда, когда мы сознаем свою миссию и посвящены ей Христос «будет с нами всегда, до конца мира»!

Практичность

Призыв к практичности содержится уже в Великом Поручении: «научите их все соблюдать». Вот еще один отрывок из Писания:

Всякое Писание боговдохновенно и полезно: оно помогает учить, обличать, исправлять, наставлять, как жить честной жизнью, так что слуга Божий всем снабжен и подготовлен к любому доброму делу. (2Тим.3:16-17)

Павел говорит в этом отрывке, что Бог ожидает, что наше обучение будет иметь практический выход! Мы должны быть снаряжены и подготовлены к любому доброму делу! Христианская школа призвана готовить детей к практической жизни в реальном мире, снаряжать их необходимыми знаниями и навыками, учить их применять их на практике и нести ответственность за свои действия. Христианская школа – не башня из слоновой кости, в которой мы можем спрятаться от жизни, а тренировочный лагерь, который выпускает активных преобразователей общества, подготовленных к жизни в этом непростом мире.

Такова наша задача. Ее решение требует совершенно другого подхода к обучению. Тут не годятся привычные методы: ученики, которые сидят в классе и слушают учителя (в лучшем случае!) не готовятся к тому, чтобы активно трудиться в мире, брать ответственность, проявлять инициативу. Вот почему христианская школа призвана искать новые методики, которые вовлекают детей в процесс поиска и приобретения знаний, поощряют творчество и инициативу. Конечно, далеко не все «модные» методики проходят проверку на соответствие христианским ценностям (да и в принципе далеко не все они дают желаемый результат). Но это не снимает с учителями ответственности за творческий подход к обучению детей, за поиск путей наиболее эффективной подготовки тех, кого ему вверил Бог, к жизни и служению в этом мире. А команда учителей становится творческой лабораторией, где идет поиск путей Божьих по снаряжению нового поколения служителей.

Таковы базовые ценности, на которых строится христианская школа. Как видно, речь идет о вещах глубинных, внутренних. Именно они определяют вектор развития. Без интеграции этих ценностей в наше сознание, без организации школы вокруг этих ценностей у нас будет только христианский фасад, за которым прячется обычное мирское образование: атеистическое, фрагментарное, воспитывающее эгоиста и потребителя, а не служителя и преобразователя общества.

Легко ли воплотить это на практике? Конечно, нет. А разве легко добиться того, чтобы Христос царствовал во всех сферах нашей жизни? Разве легко прощать обиды, любить ближнего, служить, не требуя благодарности? Неужели мы будем отказываться от цели просто потому, что ее трудно достичь? Что-то стоящее всегда достается нелегко. Но даже сам путь к великой цели приносит радость, потому что знаешь, зачем идешь.

Пастор Михаил Дубровский

специально для WWW.CEF.RU

 

| Зона экспертов |
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.

Материалы сайта CEF.RU могут быть использованы полностью или частично только при условии ссылки на источник.

Copyright (c) 2006 www.cef.ru


Создание сайта: ESE ESETM