Я ПОМНЮ! Я ГОРЖУСЬ! - - - 9 МАЯ 1945 ГОДА Служение семьи Подорожных Газета Екклесиаст Славянский Правовой Центр

РОССИЙСКИЙ ОБЪЕДИНЕННЫЙ СОЮЗ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ (ПЯТИДЕСЯТНИКОВ)

| Сделать стартовой страницей | Для печати | Карта сайта |

Статьи

МНЕНИЕ О ЕДИНОЙ ЦЕРКВИ: Российским протестантам катастрофически не хватает умения выявить главное и поступиться второстепенным в межцерковном общении и сотрудничестве

Распечатать Добавить в избранное
15-го Ноября 2006, 08:31:28
«Сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри?».(Иезекииля 34:1)

Достаточно трудное место для нашего брата-пастора. На эту тему в церквях как-то редко проповедуется. И сейчас, поднимая вопрос о внутренних болезнях протестантской церкви в России, я, конечно, рискую, вызвать традиционный камнепад на свою голову. Честно говоря, совсем недавно у меня был припрятан за пазухой такой камушек, который мог, обрушится на любого, кто попытается влезть в мою душу, в мою жизнь и служение со своими нравоучениями. Помню свою реакцию на очередном братском собрании, когда один из служителей распечатал это пророчество Иезекииля каждому члену совета для обсуждения и молитвы. Не то, чтобы я был с ним не согласен, но мне, почему-то захотелось прикрыться очередным «фиговым листком» каких-то объяснений, хотя никто их у меня и не требовал.
С другой стороны, я даже заподозрил брата в провокации. Мы действительно устали от банального «умничанья», устали от рецептов, мы перепробовали уже сотни программ и проектов, сменили десятки партнеров, союзов, ассоциаций и научились за это время «дуть на воду» и твердо держать оборону в церквях и в сердцах от любых поползновений. На это, несомненно, есть очень веские причины. Отрицательных примеров из жизни, думается, у каждого пастора припрятано в рукавах великое множество. Именно поэтому призывы о единстве сегодня воспринимаются зачастую в качестве попытки порабощения под железную руку диктата очередного «великого и помазанного». Само это библейское понятие стало нарицательным. Конечно не везде и не всегда, но достаточно часто, чтобы забить тревогу. Я не пророк и не философ, но мне кажется, что причины эпидемии расколов, взаимных претензий и обид в Теле Христовом, а также эликсир от этой духовной хвори, стоит искать как в Священном Писании, так и в самой истории созидания протестантской церкви в России. И здесь просто необходимо участие каждого, ибо Церковь – это Его народ, Его невеста, Его искупленные и нам держать ответ за овец паствы Его, как бы патетично это ни звучало.
«Насильно мил не будешь…» - гласит народная мудрость и вторит опыту российской протестантской церкви. Ведь были же попытки собрать всех в один союз, объединить свои усилия, прийти к единству. И дело то, в общем-то, хорошее, и люди там собрались замечательные, Библию знали, Богу молились, даже пели по одним песенным сборникам. Ан, нет. Почему-то не задалось, не получилось, не сложилось. Союз оказался недолговечным. Как только СССР приказал долго жить, баптисты, пятидесятники и адвентисты постарались сменить свою коммунальную квартиру ВСЕХБ на клетушки в разных Союзах. И дело то не только в том, что это объединение было инспирировано советскими властями, для облегченного контроля за «религиозными меньшинствами», а потому что единство оказалось вынужденным, нарочитым и условным. Пропасть между церквями росла в геометрической прогрессии. Многие не выдержали атмосферы советской «коммуналки» с постоянной дележкой общей кухни и под коверной борьбой за место под форточкой. Искусственное слияние привело к жесточайшему расколу, который до сих пор не преодолен. Появились два параллельных течения регистрированных и не регистрированных церквей. Вторая попытка решить вопрос административными методами также оказалась не слишком удачной. С изменением российского законодательства церкви «новой волны» вынужденно стали вливаться в существующие союзы и братства или зарегистрировали собственные ассоциации, однако дистанция между ними только увеличилась. Братания «классических пятидесятников» с умеренными, а уже тем более с харизматическим движением не произошло. Не исцелились отношения и между подпольным и регистрированным братством ЕХБ. Стало понятно, что вынужденный Союз – дело бесперспективное и даже опасное своими последствиями, потому как имеет в своем основании шаткий фундамент временных интересов. Здесь я никому « не открою Америки», если скажу, что подобное Единство – далеко не то, о котором говорит Писание.

«Брак по расчету» - еще одна практика последних лет. Некоторые психологи даже утверждают, что он достаточно прочен, но я готов не согласиться с такого рода утверждением. Жизнь говорит совершенно о другом опыте. «Разводы» между церквями и ассоциациями, если так можно выразиться, стали повсеместным явлением. И сегодня трудно найти общину, которая бы не прошла хотя бы через один такой бракоразводный процесс со всеми вытекающими отсюда последствиями дележа паствы и имущества. Классический случай: энская миссия со «стопроцентным зарубежным капиталом» предлагает маленькой, но перспективной церкви «братскую руку помощи». А чего же не принять? – ни для кого не секрет, в наших общинах денег порой не хватает на элементарное, а коли пастор набрался смелости, да с головой увяз в стройке – прямая дорога в горячие объятья старших братьев по разуму с соседнего континента. Да простят меня заграничные верующие, многие из них действительно делают большую работу в России, понимают и принимают в расчет особенности российской протестантской традиции, помогают пробить церквям информационную блокаду, запускают эффективные евангелизационные проекты, но достаточно часто такого рода сотрудничество заканчивается для конкретных поместных церквей плачевно. Вслед за скромными пожертвованиями из-за океана сначала идут обильные наставления о том, что и как нужно делать, затем многочисленные жесткие циркуляры и, наконец, настоятельные требования. Братская любовь сменяется деловыми отношениями с позиции силы и власти. Думаю, рассказывать всю эту цепочку, бессмысленно. У многих в наследство от этого неоценимого опыта остались удостоверения, сертификаты ассоциаций, союзов, миссий, а также не слишком приятные воспоминания. Всю эту кухню общины прошли давно и теперь в большинстве случаев, ни за какие коврижки возвращаться в подобные финансово-религиозные структуры не захотят. Собственно, такое отношение со стороны партнеров по служению часто – результат той самой слабости Российской Церкви, о которой мы с вами сегодня говорим. Это результат отсутствия «единого фронта», «единой позиции», которая бы позволяла российским служителям говорить со своими партнерами на равных. Бесполезно искать внешнего врага, проблематика внутри нас, внутри созданной за 15 лет системы отношений между союзами, братствами, церквями, служителями и о ней нужно говорить открыто.

«Я тебя породил…» - продолжите фразу и задумайтесь на мгновение, как часто этот лозунг не говорится, но как бы витает в воздухе на членских и братских собраниях. Идут года, церкви крепнут, появляются инициативные братья, которые способны идти дальше, открывать новые общины, развивать имеющиеся. К сожалению, пасторский актив к этому частенько бывает не готов, как никогда не бывают, готовы родители отпустить своего сына или дочь во взрослую жизнь. Ревностная родительская любовь перекрывает путь развития для детей. И вскоре вместо отца появляются упреки ворчливого тестя. Попытка повзрослевших «духовных» детей определиться в служении воспринимается в качестве чуть ли не личного вызова авторитету старшего пастора и приводит к очередным расколам, боли, обидам. С другой стороны «детки» не всегда бывают благодарными, и только через время замечают, что разорванные отношения с материнскими церквями дамокловым мечем, нависают над их же служением.

Ни у одной, ни у другой стороны не хватает мудрости, терпения и такта, чтобы не доводить дело до разрыва отношений, а суметь вместить друг друга и помочь друг другу не упасть. Не берусь судить и подводить все подобные ситуации под один знаменатель. В каждом случае, есть свои объективные и субъективные причины, но факт остается фактом, как в начале 90-х зрелые и молодые служители оказывались в позиции противостояния, так и сейчас молодые, но уже крепкие служители проходят путь «своих отцов» за редким исключением. В большинстве регионов доходит до смешного, на пасторских собраниях могут идти многочасовые споры о том, кто кого за что отлучил, а кто, кого и за что прилучил. Братья, мы, наверное, совсем перестали бояться Бога, раз подобное происходит. Время уходит, люди разочаровываются, как перед Господом отчет держать будем? Как-то один старенький дьякон из не регистрированного братства сказал: «как же мы с вами небо делить будем?». И действительно, как? И уверены ли мы, что с такими сердцами нам придется делить именно небо?

«Пробуждение начинается с меня…» - помните эту в свое время нашумевшую книгу? К сожалению, я не восстановлю по памяти содержание, но само название меня зацепило на всю жизнь. Мне кажется, что у нас с вами, у Российской протестантской церкви есть только один выход – покаяние. Взаимное покаяние. Это более надежная основа для служения Богу, нежели административный ресурс или финансовая выгода. И не стоит ждать, что кто-то сделает за нас этот первый шаг. Бесполезно. Нам нужно исцеление отношений между служителями, между церквями и братствами, нам, как и последнему грешнику на этой земле, в не меньшей степени нужен Иисус. Отцы! Простите своих неразумных, импульсивных детей! Дети, вместите ваших духовных «отцов»! Простите и Вы меня за эти слова. Видит Бог, я никого не хочу зацепить или обидеть. Увы, сам с переменным успехом ищу этот путь Христов в своей жизни. К сожалению, нам пока не хватает мудрости и элементарной любви, чтобы принять, друг друга не только в Союзы, это мы научились делать, а в свои сердца. Без условий, выгоды и притязаний. Нам просто катастрофически не хватает умения выявить главное и поступиться второстепенным, к чему христиан всех поколений призывал еще блаженный Августин.

И ныне, Христова молитва о нас: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы». (Иоанна 17:11)

Алексей Боровских,
Член Союза Журналистов России,
Дьякон Церкви, г. Самара.
Специально для www.cef.ru

 

 

| Зона экспертов |
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.

Материалы сайта CEF.RU могут быть использованы полностью или частично только при условии ссылки на источник.

Copyright (c) 2006 www.cef.ru


Создание сайта: ESE ESETM